Отделение социально-педагогической  реабилитации

Возглавляет отделение Наталья Валерьевна Шарипова

кадровый состав отделения

Реабилитационно-воспитательная работа в ОГБУСО «СЦСР «Забота» направлена на педагогическую, психологическую и социальную реабилитацию и способствует созданию условий для адаптации наших воспитанников. Процесс адаптации осуществляется в различных видах деятельности и затрагивает все стороны жизни детей. В зависимости от направленности адаптационно-развивающих мероприятий процесс адаптации мы подразделяем на следующие виды: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую, социально — педагогическую, социально-культурную.

Социально-бытовая адаптация является важным звеном в привитии воспитанникам навыков самообслуживания, личной гигиены, навыков бытового труда и в конечном результате, самостоятельности в быту.

Социально-средовая адаптация включает в себя обучение детей умению ориентироваться и адекватно вести себя в различных социумах: в магазинах, на почте, в транспорте, в поликлинике и т.д.

Социально — трудовая адаптация осуществляется через организацию работы в кружках, мастерских, на приусадебном участке учреждения. На уроках и занятиях по ХБТ и самообслуживанию дети овладевают элементарными знаниями и навыками бытового, общественно-полезного и сельскохозяйственного труда. Находясь в отделении социально-трудовой реабилитации, дети совершенствуют свои умения и овладевают основами допрофессионального труда по специальностям: дворник, кухонный работник, подсобный рабочий, санитарка-уборщица.

Основные направления работы с детьми:

  • психолого — педагогическое направление
  • социокультурная реабилитация
  • социально — трудовая реабилитация
  • адаптация в социуме

Условия содержания, воспитания и получения образования

Для реабилитационно-воспитательной работы в учреждении организованы и укомплектованы:

  • Групповые комнаты для проведения коррекционно-развивающих занятий.
  • Музыкальный зал для организации анимационных мероприятий, проведения досуга и культурно-массовых мероприятий; музыкальных занятий, ритмики и хореографии.
  • Комната для проведения тренингов и занятий по сенсорике. Сенсорная комната оборудована, согласно специальной программе позволяющей развить у детей с ограниченными возможностями навыки самообслуживания, сенсорные чувства и элементарные математические представления.
  • Комната для релаксационных занятий используется как профилактическое средство против переутомления, помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. В кабинете есть стереомагнитофон, световая трубка с пузырьками, набор мягкого оборудования для расслабления ребенка, зеркальный шар, прожектор Солар, световые волокна.
  • Компьютерный класс, где воспитанников знакомят и обучают работе на компьютере и помогают овладеть навыками счета; чтения и письма;
  • Спортивный зал для физической реабилитации и подготовке к соревнованиям.
  • Имеется изостудия для творческой реабилитации детей, что позволяет развить творческие способности ребенка, воспитать в нем чувство красоты и любознательности, сформировать благоприятный эмоциональный фон детей;
  • Оборудован логопедический кабинет.
  • Молельная комната;
  • 12 игровых комнат
  • Семейная гостиная. Деятельность Семейной гостиной направлена на сохранение ценности семьи и семейного окружения, создание благоприятной обстановки для общения и развития родителей в контексте понимания особенностей развития детей с инвалидностью и поиска способов укрепления детско-родительских отношений, создания условий для формирования коммуникативных компетенций детей-инвалидов.
    Семейная гостиная используется для проведения индивидуальных и групповых мероприятий, встреч и общения в неформальной обстановке для детей, родителей, потенциальных опекунов, близких родственников.

Образовательный процесс организован для 100% воспитанников, имеющих заключение ПМПК для получения образования. Обучение проводят педагоги Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», Детский сад комбинированного вида №10 «Дюймовочка», ГОКУ ИО СКШ г.Саянска, ГБПОУ Химико-технологический техникум г.Саянск. С данными образовательными учреждениями заключены договора на получение образовательных услуг.

В ОГБУСО «СЦСР «Забота» для получателей социальных услуг реализуются реабилитационно-воспитательные программы и программы дополнительного образования детей.

Социально-психологическая адаптация занимает одно их ведущих мест в системе социальной адаптации и является базовой частью коррекционной работы. Социально-психологические услуги, направлены на коррекцию психологического состояния детей с целью их адаптации в обществе.

Оказание психологической помощи включает психодиагностическое обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию в форме индивидуальных и групповых занятий, коррекционно-развивающие занятия на развитие различных психических процессов, развитие личности, формирование и развитие межличностных отношений, совершенствование коммуникативных навыков.

Социально-педагогические услуги, направлены на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития детей, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуг, организацию анимационных мероприятий, в том числе экскурсий, посещений театров, выставок, концертов художественной самодеятельности, праздников, юбилеев и других культурных мероприятий, проведение конкурсов, организацию воспитательного процесса, игровой терапии, коррекционно-развивающих занятий в форме индивидуального и группового подхода с учетом возраста и состояния здоровья, способствующие развитию способностей у детей. 

В рамках социально-культурной адаптации проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия: праздники, вечера отдыха и другие. Организована работа кружков музыкально-хореографического, декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности. Работы наших детей представлены на многих конкурсах, выставках и неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами.

Реабилитационное пространство представляет: швейная, столярная мастерская. Воспитанники занимаются ремонтом мебели, изготовлением инвентаря, пошивом и ремонтом одежды. Овладевают профессиональными навыками швеи, столяра.

Одним из важных направлений деятельности учреждения является работа, направленная на социализацию воспитанников в общественной жизни, формирование позитивного мышления и отношения к детям – инвалидам во внешней сфере.

Для этого необходимо установление долгосрочных социальных контактов с разными социальными группами людей. С этой целью осуществляется взаимодействие с Благовещенским Православным приходом. Педагоги воскресной школы ведут занятия по адаптационным программам «Целительное слово», «Основы православия». Воспитанники участвуют в конкурсах рисунков, выставках декоративно-прикладного творчества. 1 раз в три недели в молельной комнате священнослужители проводят для воспитанников богослужения, духовно-нравственные беседы, лекции по основам православия.

Работа изостудии «Акварелька» направлена на развитие творческих способностей детей в различных видах изобразительного искусства.

Музыкальные способности, воспитание музыкальной культуры, любовь к музыке, потребность в общении с искусством развиваются в процессе музыкальных занятий.

Воспитанники участвуют в городских мероприятиях: в городском фестивале «Мир творчества», выступление на благотворительных концертах. Воспитанники ежегодно становятся победителями областных фестивалей детского творчества «Байкальская звезда» и «Радужные ноты добра».

Внедрен и работает педагогический проект «Я гражданин», который направлен на правовое воспитание ребят детского дома. Воспитанники получают представления о понятиях «Российская Федерация», «гражданин», «правила», «право», «закон», «обязанности», «ответственность», и др. В кратком обзоре знакомятся с российским законодательством, своими правами и обязанностями. Получают представления о правомерности и ответственности за свои действия и поступки, о социально-опасных явлениях, представляющих угрозу жизни и здоровью: наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, ВИЧ — СПИД и др.

Большое внимание уделяется спортивной реабилитации воспитанников. С целью развития и пропаганды спорта, формирования здорового образа жизни среди детей и подростков с нарушением интеллекта организованы спортивные кружки и секции: мини-футбол, лыжи, пауэрлифтинг, настольный теннис, легкая атлетика.

Воспитанники становились неоднократно призерами городских, областных, региональных и международных спортивных соревнований, по программе Специальной Олимпиады России. В отделении работают старший воспитатель, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, инструктор по адаптивному спорту, логопед, педагог — психолог, музыкальный руководитель.

Перейти к содержимому